Пресса - | |
Выдерживая испытание временемПримечание переводчика: статья была опубликована в преддверии совместного выступления танцовщиц Алармэль Валли (стиль барат-натьям) и Мадви Мудгал (стиль одисси) 21-22 августа 2006 года на сцене Театра Королевского Лицея в Эдинбурге
Опубликовано 19 августа 2006 года автор: Келли Эптер
Программа Алармэль Валли и Мадви Мудгал на сцене Королевского Лицея - выступление не только коллег, но и старинных подруг. Впервые они встретились еще подростками, когда выступали на молодежном танцевальном фестивале в 1974 году. Через несколько лет Валли приехала из родного Мадраса на обучение в институте танца в Дели, которым руководил отец Мудгал. Мудгал говорит: «С тех пор мы общаемся и большие друзья». В то время Валли занималась индийским классическим стилем барат-натьям, а Мудгал училась катхаку. Тем не менее с течением времени Мудгал поняла, что из шести индийских танцевальных стилей ей больше всего подходит одисси. «Когда я была младше, обучение танцу было для меня как игра»,- говорит она. «Я проводила время в танцклассах в институте отца и просто наслаждалась жизнью. Но когда я стала старше, меня привлекли лиричность и скульптурные качества одисси». Сейчас обе – признанные исполнительницы в своих стилях. Каждая выступает соло по всему миру. Обычно стили индийского танца отстоят отдельно друг от друга, так как каждый является полноправной формой искусства. Однако Мудгал и Валли решились на необычный шаг. В «Саманвайе» («выходе вместе» в переводе с санскрита), исполняемой два вечера как часть Эдинбургского международного фестиваля, они танцуют дуэтом, каждая в своем стиле, как делали прежде только раз. «В первый раз мы танцевали вместе в 1989 году», объясняет Мудгал. «В своих стилях мы всегда исполняли соло, и нам стало интересно сделать что-то совместное – больше для себя, чем для зрителей. Получилось очень хорошо, но времени повторить опыт у нас не было». В «Саманвайе» обе танцовщицы исполнят соло в соответствующих стилях, а потом - несколько дуэтов. У тех из зрителей, кому весь индийский классический танец представляется одинаковым, будет замечательная возможность увидеть разные стили, идущие бок о бок.
По словам Мудгал, различие между барат-натьямом и одисси будет «весьма очевидно» даже для непосвященных. Каждый из этих стилей танца несет отпечаток региона Индии, из которого происходит. Барат-натьям родом из южной Индии, и считается старейшей из классических танцевальных форм. Сочетая драматическое искусство повествования и ритмические телодвижения, он тесно связан с индусскими храмами. Одисси, из Ориссы в восточной Индии – плывущий, чувственный стиль с изысканными позициями и сильной ритмической работой ног. И в том, и в другом стиле равно изощренные костюмы, грим, украшения и прическа. В то время как барат-натьям оставался популярным более 2000 лет, одисси до недавнего времени считался утраченной формой искусства. «Изначально, когда я ребенком начинала танцевать, об одисси было известно очень мало, и очень мало было исполнителей», говорит Мудгал. «Даже когда я, повзрослев, стала выступать в этом стиле, одисси не был широко известен. Вот почему сначала я изучала барат-натьям и катхак». Мудгал внесла большой вклад в возрождение одисси. Обе женщины известны тем, что придают традиционным стилям новое звучание, и, по словам Мудгал, так и должно быть: «Некоторые уверены, что наш танец очень статичен и передается в точности от исполнителя к исполнителю. Но нам дана только структура, а система прекрасна тем, что каждое поколение способно привнести в нее что-то новое».
В «Саманвайе» также примут участие 11 музыкантов. Живая музыка делает лучше практически любой танец, но для индийского танца это особенно важно. «Без живой музыки - не совсем то», говорит Мудгал. «В каждом выступлении разная энергия, меняется скорость. В игре музыканта может быть что-то, вдохновляющее тебя». Имея годы опыта за плечами, Мудгал и Валли приносят на сцену особое качество, которое только предстоит постигать более молодым исполнителям, а их близкая дружба позволяет предугадывать движения друг друга. «В 18 у тебя хорошая техника, но недостает глубины», говорит Мудгал. «Потом ты взрослеешь и начинаешь больше понимать – не физически, но, думаю, качества, которые ты привносишь, составляют самую сущность нашего классического танца». 18 августа 2006 года, Эдинбург Источник: The Scotsman перевод Анны Мочаловой 31 августа 2010 года
фотограф: С. Анвар (источник: http://2007.eif.co.uk/galleries/samanvaya/index.html)
|